Справка об управлении духовными делами магометан

(Составлена Департаментом Духовных Дел Иностранных Исповеданий).


Все магометанские приходы в Империи подчиняются двум окружным управлениям: Таврическому и Оренбургскому. Первое учреждено для губерний: Таврической и западных, второе – для всех прочих губерний и областей. Однако из ведения этого второго управления, именуемого Оренбургским Магометанским Духовным Собранием, изяты приходы:

1) в Закавказье, как имеющие свои особые духовные установления (Муфтия, Шейх-Уль Ислама, Духовные Правления, Губернские Меджлисы и др.);

2) киргизские магометанские приходы в степных областях Акмолинской и Семипалатинской, а также Уральской и Тургайской, как состоящие в ведении гражданского начальства, и

3) приходы в Северном Кавказе: областях Терской и Кубанской и Ставропольской губернии, а также Средней Азии: Туркестанском Генерал-Губернаторстве и Закаспийской области.

Изятие киргизов по делам духовным из ведения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания установлено ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным 21 Октября 1868 г. Временным Положением об управлении Степными областями в видах политических, «с целию возможнаго ослабления мусульманской пропаганды в степях и разрыва духовной связи магометан, проживающих внутри Империи, с кочевым киргизским населением, где магометанство, сколько известно, находилось в то время в весьма слабом развитии.

Степная комиссия, бывшая в Оренбургской степи для определения начал, на которых должно было быть составлено упомянутое положение об управлении Степных областей, в обяснительной записке к проекту положения следующим образом характеризовала положение мусульманства в среде кочевого киргизского населения: «Характер киргизского народа, во всей его массе, и в настоящее время не много еще поддался мусульманскому духу; еще до сих пор особого рвения к закону Магомета в массе не замечается; мечети мало посещаются; правила веры большинству до сих пор плохо известны; нелюбовь к татарам и особенно к башкирам еще очень развита; вмешательство духовных лиц в семейные дела встречает почти всегда неудовольствие со стороны народа».

По удостоверению бывших Оренбургских Генерал-Губернаторов, указанная мера в то время не только не возбудила ни ропота, ни неудовольствия со стороны кочевого киргизского населения, но, напротив, была принята им охотно.

Если бы в настоящее время поступили от самих киргизов заявления о неудобствах существующего порядка, то к изменению его могла бы быть принята одна из двух мер: или подчинение киргизских приходов ведению Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, что несомненно повело бы к усилению значения последнего и поэтому менее удобно, или же учреждение самостоятельного центрального духовного управления для степных киргизов.

Что касается магометанских приходов в Северном Кавказе и Средней Азии, то они же состоят в ведении упомянутого собрания, как присоединенные к Российской Империи после издания в 1788 г. закона, определяющего территориальные пределы ведомства сего собрания, и за отсутствием нового закона, установляющего подведомственность этих приходов сему учреждению. До настоящего времени духовные дела означенных магометан остаются вне надзора со стороны правительственных властей. Однако на практике обнаружились значительные неудобства такого положения дела, которыя побудили Военное Министерство, в ведении коего находятся упомянутые местности, пряступить к составлению необходимых правил о порядке управления духовными делами этих магометан. В основание этих правил названым Министерством, по соглашению с Министерством Внутренних Дел [1], положено стремление устроить означенное управление применительно к правилам об управлении духовными делами магометан-киргизов в Степных областях, с устранением подчинения их Оренбургскому Муфтию и тамошнему Духовному Собранию, а также с недопущением учреждения должностей новых Муфтиев и других высших духовных установлений этого исповедания.

К устройству религиозного быта сих магометан (т.е. Северного Кавказа, а также Туркестанского края [2] и Закаспийской области), в случае выражения им желания изменить существующее положение дела, могло бы быть применено то же начало, которое объяснено выше, т.е. или присоединение этих районов к ведомству существующих духовных округов или образование новых центров управления их духовными делами.


Примечания:

[1] Относительно Северного Кавказа Министерство Внутренних Дел высказалось в 1890 г., касательно же Туркестана и Закаспийских областей – в 1901 году.

[2] (Примечание Канцелярии). На всеподданнейшем отчете Военного Губернатора Ферганской области за 1899 г., к вопросу о необходимости установить в крае общественную организацию мусульманского духовенства, последовала ВЫСОЧАЙШАЯ отметка «КАКОГО МНЕНИЯ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР?» Засим вопрос этот был возбужден бывшим Туркестанским Генерал-Губернатором, Генералом от Инфантерии Духовским и представлен на заключение подлежащих ведомств. Таковое заключение не получено еще от Обер-Прокурора Святейшего Синода, о скорейшем доставлении коего сделаны надлежащия сношения.

Обсудить в форуме


Автор:  Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий
Источник:  Личный архив Гостева Н.Д.

Возврат к списку