Старинные одежды яицких казаков

Старинные одежды яицких казаков
В середине XIX века в Уральском казачьем Войске велась работа по сбору сведений о казачьей национальной одежде и сохранению ее уцелевших образцов. Дело в том, что традиционный национальный костюм был окончательно вытеснен введенной в 1837 г. однообразной формой. В работе, в частности, принимал участие И.И. Железнов. Результатом этой работы стала статья, помещенная в «Войсковых ведомостях» за 1867 г., № 2-5. Ее автором значился некий Н-ъ. В том же 1867 г. от Войска на Русскую этнографическую выставку в г. Москве была послана коллекция казачьей одежды.

Записано в 1850-х годах И.И. Железновым со слов старожилов и генерала Бизянова:

«Бешмет бирюзового, пунцового, малинового или желтого цвета, преимущественно из сукна или шелковой материи; кругом низкого воротника и по борту галун; на бешмет надевался суконный малиновый или синий кафтан с весьма низким воротников, который не застегивался на шее, а открытый шел до половины груди, так что бешмет оставался открытым и видным; с половины груди у кафтана были застежки или крючки; у рукавов кафтана под мышками были длинные прорези, куда могли продеваться рукава, тогда рукава закидывались назад и завязывались или застегивались шнурками или застежками; кафтан по воротнику, борту и на прорезях под мышками обшивался галуном широким или узким, смотря по званию: широким – у старшин и узким – у младших чинов. Галун на кафтанах нашивался и сзади по швам от талии до мышц или плеч. Поверх бешмета надевалась азиатская сабля, не касаясь земли, на портупею накладывался кушак с камнями, серебром и другими украшениями; тут же привешивались принадлежности огнестрельного оружия: сумки для пуль и пороху и для хранения насаленных тряпок. Шаровары были широкие, завернутые в сапоги. Парадные шапки вроде польских конфедераток или уланских полков, но, чтобы не слазили, делали их невысокими с закругленными углами.»

Описание старинной одежды яицких казаков из «Войсковых ведомостей» за 1867 г., № 2-5, автор – Н-ъ:

Шапка.
«Переходя к головному убору, мы на первом плане встречаем шапку с широким бархатным или мерлушчатым околышем и высоким остроконечным верхом, который делался преимущественно из малинового бархата или сукна и обшивался узким золотым галуном.» Этот верх называется тумак.
Бешмет.
«Он был до колен – подходил покроем к татарскому бешмету и застегивался на груди на 3 или 4 пуговицы. По вороту или борту обшивался иногда галуном. Эта принадлежность уральского костюма, судя по тем сведениям, которые мы получили из рассказов старых людей, играла в одежде роль прежнего камзола или нынешнего жилета, а потому в старину часто шился таким образом, что перед бешмета был шелковый, а спина и рукава из китайки или другой какой-либо недорогой материи.»
Это была, так сказать, праздничная одежда. А вот описание повседневной одежды.
« Халат с рукавами широкими, суживающимися к кисти руки. Шился из шелковых или полушелковых, часто пестрого цвета, материй; в летнее время шился из нанки и других легких материй.
Зипун – тот же халат, с более широкими рукавами, шился преимущественно из сукна одного цвета. Самый нарядный зипун был малинового сукна, обшитый у ворота и рукавов узким золотым галуном.
Тулуп, или тогдашняя шуба – был тот же зипун, обшитый по вороту и подбитый, смотря по состоянию, более или менее дорогим мехом.»
«Старинные сапоги шились из кожи разных цветов и часто передки и оторочка голенища были алого цвета, а все остальное черного.»
Нижняя одежда:
«Покрой нижней одежды, которая иногда шилась из шелка с разноцветными «ластовицами», подходил к азиатской рубашке прямым воротом и широкими воротниками, часто обшиваемыми галуном или шнурком. Кроме этого рубаха шилась несколько длиннее русской, а известно, что азиатцы носят очень длинные рубахи. Задняя часть казачьих панталон шилась «ширинкою», т.е. в этом месте была вставка, весьма удобная для казака при верховой езде, как уверяют портнихи тогдашнего времени. Вот главнейшие виды старинной верхней одежды уральцев, о форме которой мы постарались узнать самыми тщательными розысканиями и нас очень удивляют слова Палласа, который говорит, что на Яике «мужчины носят обыкновенное казачье или польское платье».»
В конце публикации автор говорит:
«Перечисляя детали народного костюма и описывая их значение, мы имели источником исключительно рассказы старых людей, которые по мере возможности проверяли отыскиванием и сличением экземпляром старинной одежды, но тем не менее надеемся, что историк Уральского войска почерпнет в этих сведениях материалы для своих исследований по этому предмету».


Дополнительно приведем несколько коротких цитат из авторов XVIII века:

Паллас:

«Убранство их (речь идет о женщинах – yaik.ru) разниться от простого российского только в пестрых и красных рубахах, которые они любят, и еще есть разность в богато вышитых чепцах, которые от чела торчат прямо вверх; но верхушка у них круглая и плоская. Мущины носят обыкновенное казацкое или польское платье.»

Равинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. 1809 г., стр. 579:

Яицкие казаки одеваются также как донские, «но токмо шапки имеют, подобные ямским, высокие, но притом малинового цвета, опушенные черною овчиною».

Еще одним источником могут служить старинные акты, в т.ч. и проект Неплюева об одежде казаков, а также и дошедшие до нас гравюры и рисунки яицких казаков конца 1700-х годов.

Обсудить в форуме



Возврат к списку